Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Серия учебных статей для обучающихся объединения дополнительного образования "Журналистика".

Пишем новости

Мосунова Виктория Витальевна
Урок №1. Какая новость достойна публикации?

Новости - это:
  • информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни (новый закон или выступление президента);
  • отклонения от естественного хода событий (чрезвычайные и необычные происшествия). 
Пишем о происшествиях, вспоминаем поговорку: «Когда собака укусила человека, это не новость, а когда человек укусил собаку, это уже новость».

Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям:
  1. значению события (масштабность — сумма сделки, число жертв катастрофы; возможные последствия — прямые или косвенные);
  2. наличию в нем элементов читательского интереса. 
Упоминание в материале косвенных последствий позволяет сделать значимой практически любую новость. Поэтому прогноз влияния на общество - обязательная часть новостного материала.

Читательский интерес зависит от:
  • близости события к читателям (географическая или психологическая);
  • участия в событии знаменитостей;
  • наличия «человеческих аспектов» события. 
Участие в событии знаменитостей автоматически поднимает его статус. Люди любят капаться в чужом грязном белье и с этим ничего не сделаешь.

Под «человеческими аспектами» понимается необычность, курьезность, трагичность.

Пример курьезного события:

«Бездомный, 10 лет проживший под мостом, стал знаменит на весь Париж. Служба по уборке улиц, наткнулась на его картонный дом и обнаружила там мешки с мелкими купюрами. Всего богатство бездомного составило 580 тысяч евро. Эта сумма позволила бы человеку приобрести свой дом и жить в тепле и уюте. Но бродяжничество стало смыслом существования и человек отказался от любой помощи, даже бесплатной медицинской».


Желаю удачи!

Урок № 2. Структура новостного материала.

Новостной материал имеет следующую структуру:
1) Заголовок (должен обращать на себя внимание и заставить дочитать до конца).
2) Лид (короткие ответы на 6 основных вопросов).
3) Корпус (развернутые ответы на 6 основных вопросов и 4 дополнительных).
4) Бэкграунд (вспомогательная информация – предыстория, справка, мнения).

Новости пишутся по схеме «перевернутой пирамиды».

1) Сначала журналист отвечает на шесть основных вопросов:
Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?

2) Далее раскрывает подробности происшествия. Информацию дополняют ответами на вопросы:
Что это значит? Кому это выгодно? Что будет? Откуда мы это знаем?

3) Рассказывается предыстория, дается справка, приводятся мнения.
Материал расставляется по мере значимости и информативности. Завершает статью менее важная информация, которую при редактировании можно выбросить без особого ущерба для текста.

«Перевернутая пирамида» подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения самого важного элемента - сути. Иногда такой способ подачи называют «антиисторией».
 
Пример:

«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина написана в виде истории. Она начинается со слов: «жили старик со старухой у самого синего моря», а заканчивается - «старуха сидит у разбитого корыта».
Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», то начиналась она бы так: «Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет золотой рыбки. Получив в подарок новый дом и побывав дворянкой и царицей, старуха оказалась у разбитого корыта. Причиной стала жадность и стремление властвовать».

А дальше шли бы подробности истории.

Новостные заметки бывают:

— короткие (10-20 срок – ответы на основные шесть вопросов);
— расширенные (более подробные материалы).
 
Пример короткой новостной заметки:

В Ангарске убит руководитель службы безопасности нефтехимической компании (АНХК) Виталий Попов. (Что? Кто?) Тело с пулевым ранением нашли в подъезде дома, где проживал бизнесмен. (Где?) Убийство произошло накануне вечером, когда Виталий Попов возвращался домой с работы. (Когда?) Он вошел в подъезд, где на лестничной площадке первого этажа его ждал киллер. Неизвестный три раза выстрелил из пистолета Макарова и скрылся. (Каким образом?)
Оружия на месте происшествия следователи прокуратуры не нашли. Пока в качестве улик фигурируют лишь гильзы. По словам старшего помощника прокурора Иркутской области Александра Семенова (Откуда мы знаем?), сейчас отрабатываются различные версии происшедшего, в том числе версия, связанная с профессиональной деятельностью убитого. (Почему?)

Вот и все. Придерживаясь этих рекомендаций, научиться писать новости просто.
Удачи и творческих успехов!
 
Урок № 3. Цепляющий заголовок.
 
Писать заголовки - самая сложная часть работы журналиста. Название новости или поста, должно быть одновременно захватывающим, запоминающим, цепляющим. А это непростая задача!
 
6 универсальный формул «цепляющего» заголовка
Далее никакой «воды», никаких лишних слов, только формулы и примеры.
Все наглядно и понятно:
 
Формула № 1.
«Как» - действие - ключевое слово — обещание

Как написать цепляющий заголовок
Как просто писать цепляющий заголовок
Как писать цепляющий заголовок за 2 минуты

 
Формула №2.
Число - прилагательное - существительное/глагол — ключевое слово

6 универсальных формул цепляющего заголовка
6 простых способов зацепить заголовком

 
Формула № 3.
Позитивное слово — «руководство» — действие — ключевое слово — обещание

Простое руководство по написанию цепляющих заголовков за 2 минуты
Универсальное руководства по созданию цепляющих заголовков

 
Формула № 4.
Позитивное слово — число или существительное — ключевое слово — обещание или детали

Быстрый способ написания цепляющих заголовков к вашим постам
Универсальный набор их 6 правил по созданию заголовков

 
Формула № 5.
Негативное слово — действие — ключевое слово

Хватит допускать ошибки при написании заголовков, используйте формулы
Плохой заголовок портит хорошую статью, исправьте ошибки

 
Формул № 6.
Призыв к действию — ключевое слово — обещание

Используйте 6 формул для быстрого написания заголовков
Пишите цепляющие заголовки просто

 
Набор универсальных слов для заголовков

Прилагательные

Абсолютный, случайный, удивительный, захватывающий внимание, красивый, большой, блестящий, умный, сумасшедший, хороший, восхитительный, легкий, эффективный, эпический, фантастический, невероятный, бесстрашный, бесплатный, великолепный, безумный, непреодолимый, мощный, рекомендуемый, возмутительный

Существительные

Области, компоненты, факты, формы, идеи, ингредиенты, уроки, ошибки, ресурсы, шаг, процесс, причины, умения, стратегии, методы, шаблоны.

Действия/Призывы к действию

Используйте, спросите, решите, увеличьте, преодолевайте, ищите, показывайте, оформляйте, думайте.

Позитивные слова

Всегда, лучший, крупнейший, простой, быстрый, наибольший, горячий.

Негативные слова

Избегать, не надо, никогда, ничего, никто, ни за что, худший.

 
И еще несколько полезных советов.

Используйте цифры чаще
Плохой заголовок: Ошибки, при написании заголовков
Хороший заголовок: 9 частых ошибок написания заголовков
 
Используйте прилагательные
Плохой заголовок: ​Ошибки при написании заголовков
Хороший заголовок: Критические ошибки при написании заголовков
 
Используйте призывы к действию
Плохой заголовок: Ошибки при написании заголовков
Хороший заголовок: Исправьте свои ошибки при написании заголовков
Желаю удачи!

 

Урок №4. Жесткий ЛИД.

В уроке №2 из нашего цикла «Пишем новости» мы говорили о структуре новостного материала. В этом уроке мы обсудим правила написания ЛИДа. Но для начала разберемся, что это такое и с чем его едят.

Что такое лид?

Напоминаю, новостные материалы пишутся по правилам «перевернутой пирамиды». Лид стоит после заголовка. И если заголовок зацепил, то читатель спустится ниже и попадет на лид или лидирующий абзац.

Лид (англ. lead — возглавлять, вести) — первый абзац журналистского текста, состоящий из 1-3 предложений, в котором сообщается суть новости.

Зачем нужен лид?

Начнем с примера:

На Кубани может подняться уровень воды в реках черноморского побережья
МОСКВА, 10 янв - РИА Новости. Подъем уровней воды до опасных отметок ожидается в реках черноморского побережья Краснодарского края в период с 12 по 14 января. Причиной станет циклон, который пройдет через акваторию Черного моря со стороны Европы. В горах возможен сход снежных лавин, предупреждает МЧС России.
И еще пример:

В Швейцарии обнаружили более 5 тысяч украденных предметов античности
22 января, Agence France-Presse. В Швейцарии итальянская полиция обнаружила крупную партию украденных предметов античности стоимостью около 45 миллионов евро.

А теперь несколько вопросов:
1) Захотелось ли вам прочитать новости полностью?
2) Поверили ли вы тому что написано?

Вероятнее всего на оба вопроса ответ положительный. Значит авторы добились успеха при написании лидов. Они заинтересовали и заставили поверить в достоверность новости. Это и есть ответ на вопрос «Зачем нужен лид?»

Как писать лид?

Для начала вспомним, что новость должна отвечать на 6 обязательных вопросов:
«что?» случилось
«кто?» виновник или участник события
«где?» все произошло
«когда?» все произошло
«как?» все произошло
«почему?» участники совершили это действие или оказались среди участников.

Лид дает ответы на эти вопросы коротко без подробностей. Можно отвечать не на все вопросы, а только на те, которые зацепят читателя. Но на какой из 6-ти вопросов следует ответить сначала?

«Кто?»
Ответ интересен тогда, когда необходимо подчеркнуть масштаб личности или организации, или интерес аудитории. Этот вариант подойдет, если речь идет о знаменитой личности, а событие действительно значимо для конкретной аудитории.
Пример:

«Президент России Владимир Путин вручил награды олимпийским чемпионам в Кремлевском дворце».
«Совет федерации рассмотрит вопрос об изменении налога на роскошь».
«Группа Ленинград выпустила новый альбом».
«Около 20 тысяч жителей Ма­хачкалы вышли на улицы в знак протеста».

«Что?»
Этот вариант зачина подходит для события, которое само по себе может привлечь внимание читателя.
Пример:

«Взрыв газа стал причиной гибели 39 человек в Магнитогорске».
«Россию ждут серьезная экологическая катастрофа. Уровень воды в озере Байкал значительно снизился».
«Конкурс «Мисс и Мистер Школа» состоится 30 декабря».

«Как?»
Ответ на этот вопрос в начале ЛИДа оправдан в том случаен, когда речь идет о необычном событии. Особенно хорош этот прием для спортивных новостей.
Пример:

«Забив решающий гол на последних секундах матча, «Спартак» вырвал победу и вышел в финал чемпионата России».

«Когда?»
Ответ на вопрос «когда?» актуален для анонсов. И только! Профессиональные журналисты стараются избегать ЛИДов, начинающихся с даты. Если это невозможно, стоит использовать более мягкие формы — «на прошлой неделе», «в январе». Но бывают и исключения! Например 1 января, 9 мая и другие значимые даты.
Пример:

«15 сентября состоится визит премьера Японии в Россию».
«14 октября пройдет встреча школьников с гостями из Южной Африки».

«Почему?»
Обосновано, если причина весома и значима. Иногда удобно комбинировать ответы «почему?» и «что?».

«Гололед стал причиной крупной аварии в Челябинске, которая унесла жизни пяти человек».
«Непогода стала причиной отмены более 50 авиарейсов в аэропорту Норильска».
«Банальная халатность лаборанта стала причиной распространения опасного вируса на территории экспериментальной базы».

«Где?»
Оправдано тогда, когда речь идет о необычном месте. Уместно в изданиях федерального уровня, которые пишут о событиях в стране. Может быть частью фирменного стиля.

«На крыше 9-этажного дома прошел рок концерт группы Ленинград».
«В Москве собрались звезды шоу бизнеса со всех стран бывшего СССР».

 
ИТОГ
1.     ЛИД отвечает на главные новостные вопросы: кто? что? где? как? почему? когда?
2.     Главный удар по читателю делает первое предложение ЛИДа. Начинаем с главного, выстраиваем ответы по мере их значимости.
3.     Главное – не то что кажется важным журналисту, а то что зацепит читателя.

Желаю удачи и творческих успехов!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»